Статьи / Практики



Сенсорно-моторная амнезия в соматике

В настоящее время научно доказано, что половина всех болей, которыми страдают люди — это мышечные боли. А причина болей в подавляющем большинстве случаев — это хроническое перенапряжение мышц.

Оглавление:

Люди страдают этими болями, начиная слет. С какими болями люди чаще всего обращаются к врачам?

  • боли в спине и шее;
  • постоянные головные боли;
  • болезненные или неэластичные суставы и мышцы;
  • хроническая усталость;
  • различные искривления;
  • проблемы с дыханием;
  • ограниченная подвижность тела;
  • и т. п.

Классическое лечение подобных проблем не всегда бывает эффективным, так как в основе этих заболеваний, как правило, лежит сенсорно-моторная амнезия (СМА).

Сенсорно-моторная амнезия (СМА) — это неосознанное напряжение мышц, вошедшее в привычку и неконтролируемое мозгом. Это устоявшееся состояние мышечного (моторно-двигательного) забывания. В этом случае человеческих разум просто не помнит, как должны двигаться и ощущаться различные группы мышц. Такое состояние возникает чаще всего как реакция на стресс или как следствие травмы, когда мозг не может «отключить» действие механизма, направленного на предохранение травмированного участка.

Виды сенсорно-моторной амнезии (СМА)

Основатель метода соматического обучения Томас Ханна, выделили три вида сенсорно-моторной амнезии (СМА).


Рефлекс «красного цвета»

Внешние признаки рефлекса красного цвета:

  • покатые, вытянутые вперед плечи;
  • впалая грудь;
  • голова вытянута вперед;
  • спина сутулая;
  • зажатые бедра;
  • все тело подано вперед.

Это защитная реакция на негативные влияния окружающей среды или социума. Человек как бы постоянно находится в позиции защищающегося и ждет отовсюду нападения. Эта реакция подразумевает напряжение мышц-сгибателей в передней части нашего тела. Если человек постоянно живет в состоянии стресса, среди продолжительного бедствия или эмоциональной травмы, его тело приобретает похожую осанку, мышцы зажимаются, и его тело стремится к сжатию.

Неосознанное пребывание в таком положении приучает тело к напряжению передних мышц туловища, что в конечном итоге ведет к боли и дискомфорту в шее, плечах, спине, болезненным ощущениям в бедрах. Это влияет на дыхание и поставки кислорода к мозгу, человек чувствует хроническую усталость, впадает в депрессию. Возникают проблемы с внутренними органами, расположенными в передней части туловища.

Рефлекс «зеленого цвета»

Внешние признаки рефлекса «зеленого цвета»:

  • зажатые мышцы – разгибатели спины;
  • плечи и шея сильно отведены назад;
  • плечи опущены;
  • голова откинута назад;
  • брюшные мышцы удлиняются;
  • сильное напряжение ягодичных мышц;
  • бедра выворачиваются наружу;
  • ноги чересчур опираются на пятки.

Рефлекс «зеленого цвета» возникает уже в первые годы жизни маленького человека. Он побуждает малыша двигаться вперед. И с течением времени именно он побуждает людей совершать активные действия. И когда действий становится слишком много (т. е. надо успеть и здесь и там, больше дел, больше встреч, больше денег, удовольствий), то само тело начинает подгонять вперед. Мышцы-разгибатели сокращаются, тело устремляется вперед. Жизнь под девизом «все успеть» приводит к болям в нижней части спины, плечах, радикулиту, болям в шее, проблемам с почкаи и другими внутренними органами.



Рефлекс «травмы» — это защитный рефлекс против боли в поврежденных участках тела. Он возникает в результате травмы или операции. Наше тело как бы охраняет этот участок, не давая ему нагрузки.

Рефлекс травмы может также возникнуть, если человек постоянно совершает одно и то же действие.

Проблема возникает тогда, когда человек продолжает «защищать» поврежденный участок, даже после успешного завершения периода реабилитации, не осознавая этого. В результате этого организм продолжает думать, что это как раз и есть «норма» — сокращенные мышцы. Затем в сокращенных мышцах возникает хроническая боль. Травма действует на тело только с одной стороны — с той, где она произошла, мышцы на этой стороне сокращаются и отклоняют тело в эту сторону, нарушая плавность походки, гибкость и чувство равновесия.

Соматические упражнения помогут мозгу человека «вспомнить» о том или ином напряженном участке, нейтрализовать стресс и последствия травмы, улучшить координацию и увеличить амплитуду движений, почувствовать себя более энергичными, улучшить осанку и приобрести бодрый внешний вид.

ВСЕ СТАТЬИ

РУБРИКИ

  • VK
  • FB

© 2010—2018 Загородный центр «Чайная тишина» находится в поисках инвестора!



Украина, Херсонская обл., Голопристанский р-н, с. Ивановка, ул. Лесная, д. 21.

Источник: http://www.ivanovka.org/articles/treningi/sensorno-motornaya-amneziya-v-somatike.html

Сенсорно-моторная амнезия (по Томасу Ханне)

05.08.2017 Massagist Комментариев нет

Наши сенсорно-моторные (чувствительно-двигательные) системы реагируют на ежедневные стрессы и травмы с помощью специальных мышечных рефлексов. Эти рефлексы вызывают привычное сокращение мышц. Мы не можем расслабить эти мышцы по собственному желанию. Эти мышечные сокращения являются невольными и бессознательными. В конце концов мы просто не помним, как можно двигаться свободно. В результате скованность, боли и ограничения движений.

Эта потеря мышечной памяти, ставшая привычной, получила название «сенсорно-моторная амнезия», или потеря чувствительной и двигательной памяти. Так как эти изменения происходят глубоко в центральной нервной системе, мы даже не подозреваем о них, хотя они нарушают основу нашего существования. Сенсорно-моторная амнезия уменьшает наше представление о том, кто мы такие, что мы чувствуем и что мы делаем. Именно такая потеря памяти на движение и чувства приводит к тому, что мы испытываем ложное ощущение того, что мы «постарели».



Однако, сенсорно-моторная амнезия не имеет никакого отношения к старению. Она может возникнуть в любом возрасте, даже в детстве. Дети, которые растут в семьях с ненормальными отношениями или попадают в бедственные положения, например, во время войны, также могут стать жертвами сенсорно-моторной амнезии. У них при этом развиваются типичные изменения фигуры: впалая грудь, постоянно поднятые надплечья, резко выраженный изгиб шеи. Иногда травмы или серьезные хирургические вмешательства могут вызвать те же самые хронические сокращения мышц, которые в пожилом возрасте ошибочно считают результатом старения. Примером этого являются искривление позвоночника при сколиозе, хромота или хронические боли на протяжении всей жизни.

Релексы, которые вызывают сенсорно-моторную амнезию, очень характерны. Их всего три. Я дал им следующие названия:

Они являются важной составной частью сенсорно-моторной амнезии и могут быть обоснованы теориями и открытиями Ганса Селье и Моше Фельденкрайса. Перед тем как подробно описать эти три рефлекса, важно обратить внимание на следующие факты:

  1. проявление сенсорно-моторной амнезии могут возникнуть когда угодно, но обычно они появляются после 30 или 40 лет;
  2. сенсорно-моторная амнезия — это реакция адаптации нервной системы;
  3. так как сенсорно-моторная амнезия — это приобретенный, своего рода «заученный» реактивный процесс, то от нее можно избавиться, т.е. отучиться.

Вышеприведенная цитата из книги «Искусство не стареть» Томаса Ханна, которая многое объясняет в непонятных болях, которые принято считать за проявление старости. На самом деле все иначе и очень даже поправимо, при помощи предлагаемых в книге упражнений. Если же заниматься упражнениями и несколько недель идти к улучшению ситуации в теле вам лень, то метод АТОПО для вас. Отличный результат с первого сеанса.

Источник: http://mass-age.ru/archives/3124



Моторная афазия — описание заболевания и симптомов

Моторная афазия, или афазия Брока — тяжелое речевое расстройство, происходящее ввиду поражения и дисфункции левой лобной доли большого мозга, характеризующееся выраженными дефектами речи и затруднением в подборе слов. Нарушение часто встречается в качестве постинсультного осложнения, или последствия тяжелых черепно-мозговых травм. Моторная афазия не ограничивается только лишь нарушением артикуляционных функций речевого аппарата.

Основные типы моторной афазии и их описание

Несмотря на распространенность у взрослого населения ввиду перенесенных болезней и механических травм, синдром встречается и у детей. Он протекает в легкой и осложненной форме.

Первый случай представляет собой сохранение у ребенка отдельных речевых навыков и запаса слов. В тяжелых случаях, ребенок перестает говорить совсем, либо произносит исключительно бессмысленные и бессвязные фразы.

Афферентная (кинестетическая) афазия

Возникает в результате поражения поверхности теменной доли полушария, отвечающего за речь. Наиболее легкая форма афазии, для которой характерна общая беглость речи и отсутствие пауз. Вместе с тем, наблюдается нарушение артикуляции и парафазийные дефекты во время чтения, разговора и спонтанной речи.

У больного присутствует понимание и анализ чужого и собственного произношения. Слова, которые пациент не может сказать, заменяются на схожие по произношению.

Эфферентная афазия

Системное нарушение речевой функции, характеризующееся произношением больным бессвязных фраз и грамматически некорректных оборотов.

Экспрессивная речь не инициируется пациентом. Чаще больные молчаливы и предпочитают не произносить слова вслух.

Изъясняются так называемым «телеграфным стилем», где глаголы используются в едином причастии, или не используются вовсе. В речи наблюдаются длительные интервалы.

Отмечается грубые нарушения письменной речи: пациент допускает множество ошибок, пропускает или изменяет некоторые слоги и буквы. Чтение значительно затруднено, как и название предметов по демонстрации.

Однако пациент может исправиться, если услышит литеральную подсказку близкого или специалиста. Анализ чужой речи (как устной, так и письменной) у пациента сохраняется.



Сенсорно-моторная афазия

Моторная афазия развивается при поражении крупных сосудов. Чаще всего возникает ввиду перенесенных инфарктов, когда затрагивается обширная площадь мозговой артерии. В медицинской практике носит название «тотальная афазия». Отличается полным расстройством инициации, речевой артикуляции и фонематического слуха.

Динамическая афазия

Речь больного прерывистая, не имеет интонационной окраски; отмечается затрудненная инициация экспрессивной речи и замедленная перестройка речевых программ. Пациент говорит медленно и невнятно, его повествование носит телеграфную окраску, отличается выраженной монотонностью.

Грубая афазия

Расстройство является преходящим осложнением тотальной афазии и характеризуется серьезными речевыми расстройствами.

При грубой афазии больной не может говорить целые слова или словосочетания. Его речь ограничивается монотонными обрывками слов или мычащими звуками, иногда с интонационной окраской.

Вы подолгу лежите в кровати и не можете уснуть? Даже сильная усталость не заставляет погрузиться в крепкий и полноценный сон? Тогда статья о лекарствах от бессонницы придет вам на помощь.

Нарушению сна может способствовать и злоупотребление алкоголем, длительное применение которого вызывает необратимые нарушения в головном мозге. Здесь вы найдете, эффективно ли лечение алкоголизма народными средствами в домашних условиях, и в каких ситуациях лучше сразу обратиться за врачебной помощью.



Причины развития патологии

Развитие любого вида афазии напрямую связано с обширными поражениями определенных отделов коры головного мозга, являющихся доминантными для речевого аппарата.

Это могут быть как внутренние факторы, так и внешние, например, тяжелые открытые и закрытые черепно-мозговые травмы. Лечение афазий подбирается исходя из провоцирующей первопричины расстройства.

Синдром может быть вызван следующими факторами:

  • Инсульты: ишемические и геморрагические;
  • Открытые и закрытые черепно-мозговые травмы;
  • Лейкоэнцефалит;
  • Энцефалит;
  • Абсцедирующие ткани мозга;
  • Прочие воспалительные заболевания, происходящие в коре головного мозга;
  • Онкология;
  • Доброкачественные новообразования в мозге, имеющие тенденцию к разрастанию;
  • Очаговая форма болезни Альцгеймера;
  • Болезнь Пика;
  • Хронические дисфункции центральной нервной системы;
  • Хирургические вмешательства, происходящие в ткани головного мозга.

Следует отметить также факторы риска, которые могут способствовать дальнейшему эволюционированию заболевания в тяжелые нарушения кровообращения в коре головного мозга, и как следствие, положить начало развитию моторной афазии:

  • Семейный анамнез (генетическая предрасположенность);
  • Пожилая и старческая возрастная категория;
  • Хроническая гипертония;
  • Церебральный атеросклероз;
  • Врожденные пороки сердца;
  • Ревматизм;
  • Тяжелые травмы головы;
  • Транзиторные ишемические атаки;
  • Внутричерепные кровоизлияния.

Клиническая картина расстройства

Вне зависимости от механизма протекания болезни, она характеризуется системным нарушением речевой функции и имеет тенденцию к прогрессированию.



Симптомы заболевания выражаются в следующих изменениях:

  • Хаотичные перестановки звуков и слогов больным;
  • Литеральные парафазии (пропуск букв и слогов в устной и письменной речи);
  • Затрудненный подбор слов и их некорректное произношение;
  • Телеграфный тип речи: больной ограничивается малым набором глаголов без склонений и причастий, ввиду чего его повествование становится бессвязным;
  • Длительные паузы между словами и словосочетаниями;
  • Речь приобретает монотонный стиль, часто не сопровождается интонационной окраской;
  • Отмечаются нарушения в чтении и письме, пациент делает много грамматических, лексических и орфографических ошибок, пропускает слоги и буквы в словах;
  • В особенно осложненных случаях расстройство может перетекать в форму полной утраты нормальной речевой функции. В этом случае больной ограничивается повторяющимися мычащими звуками, которые в некоторых ситуациях отличаются лишь интонацией;
  • Дисфункция фонематического слуха;
  • Регресс ситуативной речи;
  • Осложнения в восприятии слуховой информации, ее анализе и сохранении в памяти;
  • Молчаливость (при адекватном восприятии болезни у себя);
  • «Речевая окрошка» — наличие в повествовании бессвязных отрывистых слогов и отдельных букв;
  • Эхолалии (неуместное включение в предложения услышанных слов);
  • Нарушение запоминания названий предметов;
  • Заикание.

Клинические проявления афазий:

Диагностические меры

Объективная дифференциальная диагностика может быть произведена только консилиумом врачей. Исследования проводятся нейропсихологами, логопедами и неврологами.

Важным аспектом установления диагноза является поиск причины развития афазии.

Исследования, которые проводятся в целях диагностики:


  • Компьютерная томография мозга;
  • МРТ (магнитно-резонансная томография) головы;
  • Магнитно-резонансная ангиография;
  • Люмбальная пункция;
  • Дуплексное сканирование;
  • Ультразвуковая допплерография сосудов головного мозга;
  • Очное исследование устной и письменной речи;
  • Оценка семейного анамнеза;
  • Изучение слухоречевой, двигательной и зрительной памяти.

Методы коррекции и лечение нарушения

Обычно лечение производится посредством приема пациентом некоторых медикаментозных препаратов, а также логопедических методов коррекции. Если синдром осложнен или запущен, может применяться оперативное вмешательство.

Немаловажным аспектом комплексного лечения является посещение больным некоторых физиотерапевтических процедур.

Медикаментозная терапия

  • Вазоактивные препараты (Кавинтон, Винпоцетин, Телектол, Корсавин);
  • Антихолинэстеразные вещества (Амиридин, Галантамин);
  • Миорелаксанты (Элатин, Мидокалм);
  • Антидепрессанты;
  • Препараты общетонизирующего действия (Кофеин, Глютомат, Корень женьшеня);
  • Ноотропные вещества (Пикамилон, Пирацетам, Гаммолон).

Логопедические методики

  • Тренировка лингвистических навыков;
  • Интонационная терапия;
  • Коррекция речи с использованием современного компьютерного оборудования.

Оперативные вмешательства

Операция экстраинтракраниального микроанастомоза. Применяется в частных случаях и достаточно редко. Проводится в определенных клиниках и характеризуется как крайняя мера, когда другие методы терапии неэффективны, или угрожают жизни пациента.

Физиотерапия

  • Иглорефлексотерапия;
  • Магнитная терапия;
  • Массажи;
  • Лечебная физкультура;
  • Электростимуляция;
  • Механотерапия.

Болезни у новорожденных считаются самыми опасными и непредсказуемыми, поскольку они тяжело поддаются методам диагностирования и лечения. Подробно почитать про одну из них, а именно — церебральную ишемию, можно в этой статье.

При постановке диагноза важно учитывать все нюансы течения заболевания. Так, для артериальной гипертензии, дифференциальная диагностика является основополагающей для выбора методики лечения. Почему, найдете тут.



Что такое ретроцеребеллярная киста головного мозга, насколько она опасна и поддается ли лечению по ссылке http://gidmed.com/bolezni-nevrologii/kista/retrotserebellyarnaja.html.

Восстановление и коррекция речи

В основе корректирующих логопедических мер лежит воссоздание динамической схемы речевого произношения. Производятся методы развития устной, письменной, экспрессивной и импрессивной речи.

По совету логопеда-афазиолога при работе с моторной афазией обычно, проводятся интенсивные занятия по восстановлению письменной речи и чтения. Как правило, работа со специалистом начинается с первых недель перенесенной травмы головы или инсульта, как только поступает разрешение лечащего врача.

Минимальные сроки реабилитации речевой функции составляют 2 года.

На видео урок по восстановлению речи при афферентной/эфферентной афазии:



Прогноз и профилактические меры

В некоторых случаях, моторная афазия имеет тенденцию к быстрому прогрессированию. Если речевое расстройство поддается коррекции, логопедическое лечение продолжается длительное время, и проходит более успешно при условии его начала непосредственно во время обнаружения расстройства.

Результат напрямую зависит от площади поражения головного мозга и степени тяжести заболевания. Самостоятельная ликвидация моторной афазии может спровоцировать тяжелые формы заикания у пациентов.

Эффективные профилактические меры заключаются в снижении риска получить черепно-мозговую травму или столкнуться с сосудистыми катастрофами. Пациентам, склонным к транзиторным ишемическим атакам, или перенесшим инсульт, всегда назначается поддерживающая терапия. Важен аспект своевременного обнаружения опухолей в коре головного мозга.

Игнорирование расстройства и пренебрежение лечением могут повлечь за собой полную утрату артикуляционных речевых функций. Чем раньше начнется лечение синдрома, тем быстрее и легче наступит его ликвидация.

Источник: http://gidmed.com/bolezni-nevrologii/narushenie-rechi/motornaya-afaziya.html



Сенсорно-моторная интеграция

Сенсорно-моторная интеграция — это способность воспринимать информацию с помощью органов чувств, сочетать эту информацию с другими сведениями, хранящимися в памяти, физически действовать в соответствии с полученной информации [156].

Сенсорная интеграция касается преимущественно тактильного, вестибулярного, проприоцептивной чувств. При нарушениях функции тактильной системы люди могут не желать чтобы их касались, отказываться есть пищевые продукты определенной структуры или носить одежду из тканей определенной фактуры. Чувствительность к прикосновениям может проявляться в отказах стричься или умываться. Дети могут избегать таких занятий как склейки, игра с грязью или рисования пальцами. Нарушения вестибулярного аппарата бывают двух видов. У некоторых детей наблюдается повышенная чувствительность к вестибулярной стимуляции. Такие дети опасаются качелей, катков и наклонных поверхностей. Они с трудом поднимаются и спускаются по лестнице, неуверенно чувствуют себя на неровных и нестабильных поверхностях. Таким образом, эти дети опасаются окружающего пространства и обычно выглядят неуклюжими. Встречается и противоположный вариант. При гипо- активности вестибулярной системы малыши постоянно пытаются стимулировать ее, активно ищут интенсивных сенсорных ощущений, например, в результате быстрого бега, прыжков и вращений.

Признаками дисфункции проприоцептивной системы является неуклюжесть, частые падения, плохая ориентация в пространстве, странные позы тела, минимальное ползания в детстве, трудности с манипулированием малыми предметами (пуговицы, застежки), неряшливость во время еды, отказа участвовать в новых видах деятельности, требующих активных движений. Проявления нарушения этих трех систем бывают самые разные: дети могут быть либо слишком, или недостаточно реагировать на сенсорные раздражители, они могут быть очень активными или абсолютно пассивными, все время двигаться или легко уставать и т.д. [156,76-77].

Целью сенсорно-моторной интеграции является помощь ребенку в преодолении этих проблем, достижении максимальной информации от окружающей среды и собственного тела.

Кабинет для «Сенсорной интеграции» имеет типичное оснащение для стимулирования систем ощущение: качалки, гамаки, «сухие» бассейны, наполненные шариками, матрасы, наполненные водой, мячи, наполненные грубо измельченным пенопластом, разноцветные осветители и так далее.



Основными задачами сенсорно-моторной интеграции являются:

1. Предоставлять детям разнообразную сенсорную информацию, чтобы способствовать лучшему согласованию работы их центральных нервных систем.

2. Учить детей тормозить или модулировать непродуктивную сенсорную информацию.

3. Совмещать стимуляции различных систем.

4. Важно избегать нарушения противопоказаний, которые определяются путем тщательного расспросы и обследования.



5. Необходимо добиться высокой мотивации у ребенка и сохранить ее. Вместе с тем надо поддерживать определенный уровень сосредоточения и не допускать в процессе занятий чрезмерного энтузиазма и хаоса.

Трудотерапия (заняттева терапия)

Понятие «трудотерапия» впервые ввел немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк, врач по образованию Фридрих Кристоф Иоганн Шиллер (). Трудотерапия — направлено на привлечение больного в трудовую деятельность с лечебной и реабилитационной целью. Наиболее широкое распространение приобрела трудотерапия при лечении психических больных, однако не всякое привлечение больного к труду может считаться лечебным или красным. Заняттева терапия (трудотерапия) помогает наладить повседневную жизнь людей с целью достижения ими независимости. Благодаря трудотерапии они могут жить полнее, продуктивнее. Основы методики трудоустройство терапии с целью восстановления движений изложенные такими авторами, как Г. М. Голубкова, В. А. Бубнов, В. Каляева. Наиболее полно методика раскрыта в серии работ А. Ф. Каптелина. Им предложено наборы средств и приспособлений, адаптированных для трудотерапии, а также приспособления, фиксирующие руку к инструментам при отсутствии хватання или недостаточный силе для их удержания.

Трудовая деятельность, нацеленная на результат, закрепляет достигнутые движения, отрабатывает их комплексно, используя движение как физиологический стимулятор, способствует увеличению амплитуды движений, выработке автоматизма, снижению мышечной ригидности, повышению силы мышц и их пластичности. В процессе выполнения тех или иных работ контакт с разнохарактерными материалами, отличающимися друг от друга по форме, объему, упругостью, стимулирует восстановление чувствительности. Различные трудовые процессы включают мышцы в работу с разной степенью активности. Поэтому при назначении трудотерапии стоит специально подбирать трудовые операции с учетом эргономических особенностей той или иной технологии, ориентируясь на функциональное дефект, учитывая клинические особенности случае и двигательные возможности больного. Одним из основных принципов использования трудотерапии состоит в том, что труд больных должна быть результативной и больной должен видеть результаты своей деятельности [77].

Сферами деятельности в заняттевий терапии является в частности:

а) развитие гигиенических и бытовых навыков; б) поддержка ежедневной деятельности; в) интеграция в образовательные учреждения и формирования доступной среды; г) допрофессиональная и профессиональная подготовка; д) налаживание досуга, рекреация и спорт. В Украине занят-тева терапия не выделилась еще в отдельную профессию, и поэтому названные функции входят в компетенцию педагога, а иногда и других специалистов [156,80].



Противопоказаниями к трудотерапии являются острые болезненные состояния, патологии сознания, временно противопоказана при активном медикаментозном лечении, выраженных депрессивных и астенических состояниях, при наличии у больного негативизма к труду.

По мнению Г. В. Карепова, самыми распространенными операциями в лечебном использовании трудовых процессов являются картонные и переплетные работы, шитье, вязание, плетение, художественно-прикладные работы, машинопись, столярные и слесарные работы. В этих целях применяются ткачество, гончарное дело, кулинарная обработка овощей, приготовления некоторых блюд (например, салатов), сервировка стола, глажка утюгом, чертежи, сборка мелких деталей. Также могут быть использованы любые посильные работы, представляющие интерес для больных. Как показывает наш опыт, наиболее приемлемые для этого радиотехника, фотодело, изготовление художественных изделий, игрушек и сувениров, вязание. Укреплению мышц плечевого пояса способствует работа рубанком, ножовкой, напильником, что требует большого мышечного напряжения [77].

По мнению Н. М. Трофимовой, С. П. Дуванов, Т. Ф. Пушкиной и других [186,], детям с церебральными параличами очень непросто заниматься трудовой деятельностью и особенно сложно доводить работу до конца. В процессе трудовой деятельности большое значение приобретает положительная мотивация ребенка. Ученые обращают внимание на то, что желание трудиться и преодолевать себя остается достаточно серьезной проблемой для детей в возрасте после десяти лет. К этому времени у детей с церебральными параличами часто формируется потребительское, индивидуалистическое отношение к жизни, полное отсутствие интереса к какому-либо виду деятельности. И наоборот, дети пяти-шести лет обычно с большим интересом вступают в процесс трудовой деятельности. В процессе трудовой терапии решаются специфические задачи:

o компенсация недостатков опорно-двигательного аппарата — укрепление моторики рук, развитие координации и дифференциации движений;

o компенсация недоразвитости эмоционально-волевой сферы детей, формирование самостоятельности, наблюдательности, привычки к трудовых усилий и целенаправленной деятельности;



o коррекция недостатков умственного и речевой деятельности;

o формирование уверенности в себе, развитие личностного потенциала, повышение самооценки;

o формирование определенных (доступных ребенку) трудовых навыков;

o расширение представлений об окружающем мире, о различных материалы, способах их обработки, повышение познавательной активности детей;

o воспитания любви к труду как формы существования человека, формирование эстетического воспитания окружающего мира и жизни;



o подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии со своими возможностями и способностями, адекватная оценка своих достоинств и недостатков, уровня своих притязаний.

Также ученые отмечают, что для решения этих задач необходимы следующие условия: во-первых, эмоциональный фон — спокойный доверительный тон; полное отсутствие негативных оценок; сравнение результатов работы ребенка только с его личными достижениями, а не с достижениями других детей; соблюдение для каждого ребенка его индивидуального ритма работы; необходимость найти для каждого ребенка дело, которая доступна для выполнения и интересная ей; во-вторых, формирование у ребенка уверенности в себе, чувство полноценности — необходимо избегать упоминаний о болезни; не использовать термины «больная, слабая, неумелая» рука, только «права» или «левая» рука; нельзя открыто проявлять чувства жалости к ребенку; необходимо предоставлять ребенку некоторую помощь в решении задачи, главное — научить ребенка доступным для нее приемам работы; постоянно и систематически включать ребенка в процесс самооценки, способствует формированию фактора самовоспитания.

Одной из эффективных форм групповой работы с людьми с ограниченными возможностями является психологический тренинг.

Ряд ученых, Е. А. Клопота, А. А. Клопота выделяют особенности тренинговой группы лиц с глубокими нарушениями зрения, в частности наличие нарушений коммуникативных процессов, связанных с невербальными способами общения. Также существуют трудности в восприятии и понимании партнера, и получении обратной связи с помощью невербальной взаимодействия при групповой работе. Восприятия и отражения окружающей действительности в результате отсутствия зрительных представлений о ее основные компоненты часто неадекватны. Реальные образцы и схемы межличностных трансакций подменяются воображаемыми, сформированными на базе неадекватного восприятия образа мира и собственного «Я-образа» в нем. Итак, особенности тренинговой работы в группе незрячих людей:

1. Проведение тренинга в условиях максимально приближенных к реальным с целью оптимизации процессов адаптации и самореализа-ции членов группы.



2. Снижение численности группы до минимально возможного числа (6-8 участников), с целью облегчения ориентации незрячих в пространстве групповой работы.

3. Анализ возможностей используемых упражнений, связанных с невербальными способами общения, их модификация с учетом специфики группы.

4. Компенсация недостаточно используемых невербальных упражнений, вербальными и телесно-ориентированными.

5. Проведение «смешанных групп», то есть привлечения зрячих для усиления терапевтического эффекта из-за возможности сравнения существующего «Я-образа» с тем, что будет получен в результате обратной связи от зрячих участников [84].

Цель социально-психологического тренинга для тотально незрячих и слабовидящих людей состояла в формировании положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, развития способностей к самоанализу и самонаблюдение, повышении уровня ответственности и осознание себя как целостной личности. Задачачы тренинговой работы являются:

1. Расширение осознания «Я-образа» путем концентрации внимания на собственных ощущениях (телесных, эмоциональных и т. Д.);

2. Формирование Я-социального на основе коммуникативных навыков и умений;

3. Осознание межличностных отношений в группе для обучения более эффективному взаимодействию за ее пределами;

4. Развитие навыков самопознания, самореализации и саморегуляции, за счет снижения коммуникативных барьеров и психологической защиты;

5. Осмысление своего прошлого, настоящего и будущего, поиск необходимых ресурсов для достижения жизненных целей [84].

В работе с подростками с нарушениями опорно-двигательного аппарата психологический тренинг приобретает особое значение, с целью развития коммуникативных качеств личности в процессе межличностного взаимодействия. И. В. Вачков определяет, что: «Тренинговый метод — это средство организации движения (активности) участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих» [26,21]. По мнению, А. Г. Грецова, социально-психологический тренинг — это активное обучение посредством приобретения жизненного опыта, который моделируется в групповом взаимодействии людей [46,8]. Об данную форму психоко-рекцийнои работы говорит Ж. М. Глозман: «Нарушенное общения лечится организацией полноценного диалогического мижособистис-ного общения, в котором актуализируются и осознаются все потенциальные возможности субъекта, приводит его к ощущению своей личностной и коммуникативной полноценности.» [42,150].

Рассматривая коммуникативную компетентность личности А. Тюп-я [192,201] выделяет тренинги, состоят из двух групп. Первая группа — это тренинги оформления обратной связи, которые включают: тренинг на развитие активного слушания и тренинг на развитие знания невербальных средств общения. Вторая — ролевые тренинги: тренинг общения в различных ситуациях и тренинг решения конфликтов. При этом, разрабатывая программу опирается на следующие положения:

1. Психические свойства личности в ее поведении, действиях, поступках и проявляются, и формируются.

2. В работе группы следует использовать положения гуманистической психологии о том, что люди по своей природе свободные и добрые.

3. Конструктивная работа над собой участника тренинга может осуществляться в сплоченной, психологически развитой группе, при положительном окраски активного общения.

4. Использование игрового метода во время тренинга помогает снять субъективные барьеры.

5. Использование игровых ситуаций вызывают интерес, должно поддерживаться тем, что участники осознают важность того, что происходит именно с ними.

6. В процессе тренинга стимулируется все большее осознание себя, осмысление своих особенностей.

7. Построение занятий должна направляться на то, чтобы у всех участников тренинга возникла потребность в тесном контакте с другими людьми.

8. Программа тренинга должна предусматривать равенство всех, что означает отсутствие лица, которая учила, в традиционном смысле этого слова.

9. Предложенная программа тренинга предусматривает гуманистическую ориентацию ведущего воспринимать участников группы как свободных, ответственных за свои поступки и их последствия, постоянно растущих личностей.

А. Г. Грецов [46,27], считает, что объяснение задач тренинга подросткам должно бут коротким, ненавязчивым, понятным и без использования сложной терминологии. Он выделяет две универсальные группы методов, на которых базируется любой психологический тренинг, а именно — методы интерактивной игры и групповой дискуссии. Рассмотрим преимущества этих методов при работе с подростками.

Во-первых, интерактивная игра — это игровая деятельность участников тренинга, структурирована в соответствии с целями и задачами работы, предполагает возможность и необходимость межличностного взаимодействия. Преимущества этого метода он выделяет следующие:

1. Активная позиция участников, позволяет задействовать естественные потребности подростков, например желание поговорить с соседями по парте и стремление к физической активности.

2. Непосредственный опыт участников, при котором полученные в играх знания и умения носят личностный характер, легко актуализируются в самых разных видах деятельности.

3. Результаты большинства игр нельзя точно предсказать, поэтому их выполнение сопровождается неизменным интересом и любопытством.

4. Растет мотивация, степень эмоционального включения в события, происходящие в группе.

5. Метод относительно некритичен в число участников [46,27]. Во-вторых, групповая дискуссия — совместное обсуждение любого спорного вопроса, что позволяет прояснить (возможно изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.

Относительно вышеназванных методов тренинга И. В. Вачков также относит их к базовым. Преимуществами групповой дискуссии он считает возможность участников увидеть проблему с разных сторон, позволяет уточнять взаимные позиции; в качестве средства групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний, усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытия участников; возможность участникам проявить свою компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении и так далее. Относительно игровых методов И. В. Вачков отмечает, что они полезны как средство преодоления скованности и напряжения участников; как условие безболезненного снятия «психологической защиты»; как инструмент диагностики и самодиагностики, что позволяет ненавязчиво, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем [26,52-53]. Но кроме групповой дискуссии и игр к базовым тренинговых методов ученый относит также методы, направленные на развитие социальной перцепции (участники приобретают умения глубокой рефлексии, содержательной и оценочной интерпретации объекта восприятия), методы телесной терапии (работа участников над структурой тела, чувственным осознанием и нервно-мышечной релаксацией) и медитативные техники (обучение участников физической и чувственной релаксации, умению избавиться от лишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосугестии и закреплению средств саморегуляции).

Особенности групповой работы в рамках психологического тренинга заключаются во-первых, в требованиях, предъявляемых к психологу; во-вторых, в средствах его воздействия (вербальных и невербальных) в-третьих, в возможных барьерах для восприятия сообщения; в-четвертых, в знаниях о коммуникативный стиль участников тренинга; в-пятых, в количестве участников тренинга.

Анализируя личностные черты необходимы психологу в групповой психокоррекционные работе, исходя из особенностей возрастной группы и специфики их психофизического развития надо отметить, чтобы успешно организовать и провести психологический тренинг с подростками с физическими недостатками, психолог должен обладать:

1. знанием закономерностей развития психики подростков, знакомством с их потребностями, ценностями, для того чтобы быть для них релевантным, то есть соответствовать их потребностям и соотносить с их реальным жизненным опытом.

2. Специальными знаниями и умениями, необходимыми для проведения такой работы, а именно специфики работы с данной возрастной категории с определенными психофизическими нарушениями.

3. Психологическим чертами, способствуют данной работе психолога в частности:

— Высокий уровень социального интереса, то есть желание и способность помогать другим людям;

— Открытость новому опыту;

— Чувствительность к переживаниям других людей;

— Ролевая гибкость, способность принимать различные роли с учетом текущей ситуации;

— Высокий уровень саморегуляции;

— Умение активно слушать;

— Уравновешенность, терпимость к фрустраций и ситуаций неопределенности.

Также важный показатель компетентности психолога в общении — его отношение к собственным ценностям, насколько он их рефлексирует. Именно рефлексивно-емпатийний развитие личности обеспечивает позицию децентрации в отношении с партнером, умение анализировать ситуации общения не только с собственных взглядов и убеждений. Именно рефлексия психолога по отношению к самому себе и партнерам по общению во многом обусловливает субъектность сторон, является предпосылкой построения общения как диалога. Основой коммуникативной компетентности является социальный интеллект, то есть стойка, основанная на специфике мыслительных процессов и аффективного реагирования способность понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события [188,223].

Исходя из вышеприведенного нами были выделены следующие особенности профессионального общения психолога с подростками с ограниченными физическими возможностями [188,231]:

1. В процессе беседы обращать внимание на соответствие содержания слов эмоциональному состоянию ребенка.

2. В основе эффективного профессионального общения должен лежать высокий уровень эмпатии психолога.

3. Не стоит говорить, что понимаете ребенка, если это не так. Чаще всего в полной мере понять может только тот, кто сам оказывался в подобной ситуации.

4. Процесс общения может осложняться речевыми и интеллектуальными дефектами ребенка, поэтому надо проявить терпение, ребенок должен сам закончить фразу, не исправляет ее. Если есть сомнения в понимании сказанного, повторите то, что вы поняли.

5. Невербальные проявления подростка могут быть достаточно специфические и не всегда адекватные ситуации. Во многих случаях это связано с устойчивыми двигательными расстройствами, нарушениями тонуса мышц в конечностях — гиперкинезы, тремор, синкинезий и так далее.

6. Язык психолога должна быть правильная, четкая, выразительная с соответствующей интонацией. Не надо говорить громко, ребенок может воспринять это за авторитарное обращение к нему или за «чтение морали». Также не стоит говорить быстро, ребенок может не успеть проследить ход вашей мысли, не каждый из них отважится переспросить.

Таким образом, методы коррекции в системе психологической помощи людям с ограниченными возможностями разнообразные и ризнофунк-национальные, подбираются в соответствии с целью и задачами психокоррекционной работы, с учетом показаний и противопоказаний к применению того или иного метода, возрастных и социальных особенностей людей с ограниченными возможностями и других показателей.

1. Какие факторы необходимо учитывать при построении основных задач психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями?

2. Раскройте влияние темперамента на внутреннюю картину болезни человека с ограниченными возможностями.

3. Какие факторы влияют на характер межличностных отношений в семье ребенка с ограниченными возможностями?

4. Какие методы коррекции применяют в системе психологической помощи людям с ограниченными возможностями?

5. В чем заключается функциональное эффект музыкально-терапевтического воздействия на личность с ограниченными возможностями?

1. Раскройте основные группы задач специальной психологии по В. И. Лубовский.

2. Охарактеризуйте типы восприятия родителями болезни своего ребенка.

3. Выделите типы неправильного воспитания детей по А. Е. лич-

4. Раскройте основные принципы современной реабилитации детей с проблемами здоровья по А. Г. Шевцов.

5. Раскройте психологические аспекты реабилитации лечебной верховой езды.

6. Выделите основные задачи трудовой терапии в работе с детьми с церебральным параличом.

Источник: http://studbooks.net/22542/psihologiya/sensorno_motornaya_integratsiya

сенсорно-моторный

Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин . 2013 .

Смотреть что такое «сенсорно-моторный» в других словарях:

сенсорно-моторный — сенсорно моторный … Орфографический словарь-справочник

система регуляции — функциональная подструктура личности. В основе ее лежит сформированный в ходе жизненного пути человека определенный комплекс сенсорно перцептивных механизмов и процессов со связью обратной. Он обеспечивает постоянное взаимодействие внешних и… … Большая психологическая энциклопедия

моторно-сенсорный — прил., кол во синонимов: 1 • сенсорно моторный (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

психология памяти — ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ исследует память как способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ГОЛОВНОЙ МОЗГ — ГОЛОВНОЙ МОЗГ. Содержание: Методы изучения головного мозга . . . 485 Филогенетическое и онтогенетическое развитие головного мозга. 489 Bee головного мозга. 502 Анатомия головного мозга Макроскопическое и… … Большая медицинская энциклопедия

принцип кольца рефлекторного — схема непосредственно вытекает из принципа кольца рефлекторного. В упрощенном варианте схемы имеется моторный центр, из коего поступают эффекторные команды в мышцу (имеется в виду и рабочая точка движущегося органа). От рабочей точки идут сигналы … Большая психологическая энциклопедия

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Хорошо

Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/374722/%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE

Почему молчит ребенок — признаки, симптомы и лечение сенсорной и моторной алалии

Что же такое алалия у детей? Алалия у детей – это несформированность или недоразвитость речи из-за повреждения коры головного мозга.

Эту проблему можно назвать одной из наиболее коварных, потому что распознать этот дефект не так уж и просто.

В основном родители не замечают, что с ребенком что-то не то, и уже после того как симптомы приобрели ярко выраженный характер начинается паника и малыша ведут по врачам.

Чем раньше было обнаружено это заболевание, тем больше шансов у ребенка на полное выздоровление. Так, например, в возрасте около 5-7 лет лечение алалии у детей достаточно проблематичное и не всегда эффективное.

Многие люди считают, что единственным симптомом алалии является то, что дети совершенно не умеют разговаривать, но это не так.

На самом деле малыши разговаривают просто не так как их сверстники, даже малейшее отклонение в речевом развитии может указывать на данное заболевание.

Классификация алалии

Алалия не может появиться сама по себе, чаще всего она появляется из-за повреждения речевых центров мозга.

В зависимости от того какой именно центр коры головного мозга был поврежден, выделяют 3 вида алалии:

Моторная алалия

Что касается моторной алалии, то в этом случае ребенок полностью понимает речь его родителей, но самостоятельно не может выражать собственные чувства или эмоции.

Это появляется из-за плохого владения языком, незнания элементарных понятий или маленького словарного запаса.

Моторная алалия имеет такие признаки:

  • задержка в формировании речи (около 5-7 лет);
  • неправильное построение предложений или словосочетаний;
  • недостаточно большой словарный запас для такого возраста;
  • плохая концентрация;
  • торможение интеллектуального развития.

Сенсорная алалия

Очень часто при сенсорной алалии нарушается работа интеллекта, потому что ребенок не может воспринимать слова, не понимает их значения. Снижается обучаемость, что приводит к задержке умственного развития.

Для сенсорной алалии характерны такие симптомы:

  • смешивание или сливание слов в одну непонятную массу;
  • эхолалия – повторение за другими людьми услышанных слов;
  • в некоторых случаях ребенка достаточно трудно заставить помолчать.

Эти два вида алалии схожи между собой тем, что в обоих случаях поражается область коры головного мозга и поэтому нарушаются речевые способности ребенка.

Но разница заключается в том, что при сенсорной алалии ребенок не понимает того, что ему говорят, а при моторной наоборот – малыш понимает, но не может этого сказать.

Сенсорно моторная алалия сочетает в себе характеристики двух видов этого расстройства речи.

Причины заболевания

Выделяют большое количество причин, которые могут вызывать это заболевание. Основными считаются следующие факторы:

  1. Возможное внутриутробное повреждение центральной нервной системы, которое возникает вследствие тяжелого протекания беременности или родов.
  2. Травмы головы, полученные ребенком в первые годы жизни, которые могли повредить речевые центры мозга.
  3. В некоторых случаях может рассматриваться фактор наследственности, то есть если были какие-то проблемы с развитием речи у родителей, то это может негативно сказаться и на самом малыше.
  4. Внутриутробные заболевания или перенесенные в раннем детстве болезни, которые могли дать осложнения на мозг.
  5. Неблагоприятные условия, в которых развивался плод или ребенок.
  6. Тяжелые заболевания, которые могли возникнуть у женщины во время беременности.
  7. Воздействие токсичных веществ.
  8. Вредные привычки у беременной женщины.

Группы риска

В основном этому заболеванию подвержены дети, которые во время родов перенесли удушье или травмы головы, а также дети, которые подвергались внутриутробным заболеваниям.

Это может быть энцефалит, менингит или другого рода болезни ЦНС.

Противоэпилептик Габапентин — инструкция по применению, цена, отзывы врачей и пациентов, аналоги лекарства и другая необходимая информация содержится в нашем материале.

Как распознать болезнь – симптомы и признаки

Симптомы в первую очередь зависят от вида алалии. Моторная алалия имеет характерные симптомы:

  • cлабое развитие движения рук;
  • плохая координация;
  • плохая работоспособность;
  • речь может проявляться только к 4 годам;
  • неспособность выразить свои мысли словами;
  • замена одних слов на другие;
  • неправильно построенные предложения;
  • нежелание говорить;
  • обидчивость, замкнутость, агрессивность.

У детей, страдающих сенсорной алалией, проявляются такие симптомы:

  • нарушение восприятия речи;
  • повторение за кем-то слов;
  • замкнутость;
  • изменение букв в словах;
  • слияние нескольких слов в одно;
  • импульсивность, повышенная активность, но в то же время ребенок может быть замкнут или чем-то подавлен;
  • отсутствие связи между предметом и словом, которое его обозначает.

Диагностика алалии

Диагностирование проводиться чаще всего логопедом, но в некоторых случаях родители обращаются к педиатрам, психологам, неврологам или другим специалистам.

К основным методам диагностирования относят:

Также проводят и диагностику устной речи ребенка. Особенно врачи обращают внимание на то, как ребенок строит предложения, на его правильное произношение и понимание слов.

Методы лечения

Лечение как моторной, так и сенсорной алалии состоит в том, чтобы скорректировать и улучшить речь малыша. Для этого могут использовать некоторые методы.

Занятия с логопедом

Лечение алалии таким способом самое распространенное и проходит в несколько этапов.

Первый этап при алалии– это занятие с врачом, а второй – самостоятельные занятия родителей с ребенком.

В ходе процедур можно добиться таких результатов:

  • развитие словарного запаса;
  • появляется связная речь;
  • появление речевой активности;
  • понимание значения слов.

Лечебные массажи направлены на улучшение работы речевых мышц.

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение назначается в качестве дополнительного метода, врачи могут прописать такие препараты:

Профилактика болезни

Для того чтобы Ваш ребенок был здоров, профилактику нужно начинать еще до его рождения.

Будущая мама должна быть очень осторожной и соблюдать все рекомендации врачей, чтобы избежать серьезных травм во время беременности и родов.

Стоит придерживаться таких советов:

  • часто посещать гинеколога во время беременности;
  • быть внимательной к своему здоровью и здоровью малыша;
  • пить лекарства и витамины, которые назначил лечащий врач;
  • если же срок родов прошел, то ни в коем случае не нужно откладывать стимуляцию.

Но это еще не все, так как после рождения ребенка нужно создавать благоприятные условия для его развития.

Придерживайтесь этих несложных правил, и Ваш ребенок не будет отставать в развитии от других детей, а у Вас не будет никаких поводов для переживания.

Выводы

В большинстве случаев, при своевременном лечении дети выздоравливают, и со временем речь становится понятной, а по интеллектуальному развитию такой ребенок не будет отставать от своих сверстников.

Но в некоторых случаях из-за запущенной формы алалии или плохого состояния речи врачи не могут гарантировать полного избавления от этого недуга. При этом сенсорная алалия лечится гораздо быстрее, чем моторная.

Не стоит оттягивать поход к доктору или усугублять ситуацию, ведь здоровье ребенка для родителей – это самое важное в жизни.

Видео: Занятие с логопедом при моторной алалии

Занятия ребенка возрастом 3 годика с моторной алалией у логопеда. Как проходят занятия можно увидеть в ролике.

Этот раздел создан чтобы позаботиться, о тех, кому необходим квалифицированный специалист, не нарушая привычный ритм собственной жизни.

Прочитав статью я задумалась… Ребенку 2.7 говорим плохо, но активны и доброжелательны. Проблема в том, что слова мы говорим по 2 -3 первые буквы из слова(не считая стандартного набора папа мама тетя дядя и имен). У нас случайно не наблюдается нарушение? Если есть подскажить какие?

Добрый день! Живем в маленьком городе Воронежской области. Внуку 5 лет, не разговаривает почти совсем, только отдельные слова. В сад перестали ходить полгода назад из-за сильных истерик при собирании в сад, частный педиатр нам просто сказала — значит сад вызывает стресс, у него и так проблемы с развитием речи, не травмируйте его, заберите из сада. Прошли несколько курсов лечения каждый год (лечились у невролога в областной больнице) особого эффекта нет. Подскажите как к вам можно попасть на прием и если есть — прайс на услуги.

Источник: http://neurodoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/priznaki-alalii.html

Сенсорно моторная

×